Блог о недвижимости

Как купить, продать, обменять квартиру, дом

Понятие и состав земель рекреационного назначения

Понятие и состав земель рекреационного назначения. Отдых — восстановление жизненных сил и работоспособности человека, удовлетворение его медицинских, познавательных, культурных и развлекательных потребностей. В соответствии со ст. 50 Земельного кодекса к земле, предназначенной для рекреационных целей, относятся земли, используемые для организации общественных рекреационных, туристических и спортивных мероприятий.

Украина обладает огромным рекреационным потенциалом: общая площадь природных рекреационных ландшафтов нашей страны составляет 9,4 миллиона гектаров (15,5% площади страны), а их единовременная рекреационная способность составляет около 50 миллионов человек.

Ст.51 Земельного кодекса уточняет состав рекреационных зон — к этим зонам относятся: участки зеленых насаждений и зеленых насаждений городов и других жилых массивов, учебно-туристические и экологические тропы, размеченные тропы, земельные участки, занятые площадями дома отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта, туристические базы, кемпинги, яхт-клубы, стационарные и палаточные туристические базы отдыха, домики рыболовов и охотников, детские турбазы, детские и спортивные лагеря, а также другие подобные объекты как земельные участки, предназначенные для строительства дач и других стационарных объектов отдыха. Следует отметить, что ст. 51 не содержит исчерпывающего списка зон отдыха: могут быть включены и другие зоны.

Точно так же в ст. В статье 43 Земельного кодекса Украины к землям заповедного фонда относятся земли и акватории с природными комплексами и объектами особой рекреационной ценности, которые согласно закону получают статус территорий и объектов заповедного фонда. Статья 18 Закона «О фонде заповедников Украины» предусматривает размещение рекреационных объектов в зонах антропогенного ландшафта биосферных заповедников, а статья 21 указанного закона предусматривает размещение туристических маршрутов и природных троп. гостиницы, мотели, кемпинги и другие объекты, перечисленные в статье 51 ТК, в зонах отдыха национальных природных парков. По мнению некоторых ученых, в данном случае имеется двойное назначение, и такие земли являются одновременно природоохранными и рекреационными.

Однако положения земельного законодательства не предусматривают возможность двойного использования участка. Статья 19 Земельного кодекса предусматривает разделение земель на категории в зависимости от их основного назначения, а категории земель имеют другой правовой режим: отнесение земельного участка к одной категории исключает возможность распространения на него правового режима другой категории. . Например, парки в жилых комплексах могут принадлежать жилым и общественным землям (этот правовой режим разрешает строительство жилых домов в парке), или рекреационным землям (этот правовой режим не разрешает жилищное строительство, но позволяет строительство рекреационных объектов, например стадион, в парке) и на земли заповедного фонда, если они признаны парком — памятником садово-паркового искусства. В последнем случае нельзя использовать парк для строительства стадиона или жилого дома. Если бы участок парка принадлежал одновременно земле заповедного фонда и земле рекреационной функции, возник бы правовой конфликт между правовым режимом рекреационного назначения, разрешающим строительство рекреационных объектов, и правовым режимом. заповедного фонда, что не позволяет такое строительство. Таким образом, Закон «О природоохранном фонде Украины» предусматривает изъятие (выкуп) земельных участков и передачу их в создание объектов заповедного фонда, то есть перевод в категорию земель заповедного фонда, который исключает возможность противоречия правовому режиму земли, предназначенной для отдыха.

Законом «О оздоровительных центрах» предусмотрено обязательное размещение на землях рекреационного назначения развитой природной территории оздоровительных центров, необходимой инфраструктуры для их работы и обслуживания отдыхающих. Таким образом, указанная инфраструктура может включать размещение или строительство всех объектов, перечисленных в ст. 51 Земельного кодекса. В то же время законом «О курортах» предусмотрено признание природных территорий курортами, то есть перевод их в категорию земель, предназначенных для отдыха. Таким образом, возможность конфликта с правовым режимом рекреационных земель исключается, поскольку правовой режим рекреационных земель имеет преимущественную силу в соответствии со ст. 47 Земельного кодекса и постановлений о курортах.

Отсутствие факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, является законодательным требованием для рекреационных зон и проверяется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Министерства здравоохранения Украины в соответствии с методическими рекомендациями «Контроль и разделение территории на зоны в соответствии с требованиями законодательства». степень воздействия антропогенных факторов на объекты окружающей среды с использованием цитогенетических методов », утвержденных приказом Минздрава Украины. Пригодность земель для рекреационных целей также может быть определена в ходе экологического и сельскохозяйственного, эколого-экономического, противоэрозионного и других видов освоения (зонирования) земель в соответствии со ст. 26 Закона «Об охране земель».

Наверх